Знаете ли вы, что общего между возведением мостов и… папой римским? В древнем Риме титул верховного жреца звучал по- латыни pontifex maximus, что в буквальном переводе означает самый главный строитель мостов. Занятие это было сродни разгадыванию воли богов и лечению больных. Все римские императоры возлагали этот сан на себя. Позже звание верховного понтифика перешло к христианскому духовному владыке. А мосты, хорошие и разные, доверили строить широкому кругу специалистов. Созданные человеком переправы через природные препятствия – мосты, виадуки или путепроводы – предназначаются для шествия пешком, стремительного движения транспорта, путешествий, торговли, вздохов при луне и других операций. Мосты – увы! – не являются для нас чем-то необычным. А между тем они истинное чудо из чудес. Хотя, по мнению Гёте, чудо в том и состоит, что мы привыкли к чудесам и перестали их замечать. А жаль…
Мост, описанный историком Диодором Сицилийским, находился в Вавилоне. Он был построен в VII веке до н.э. и имел в длину 5 стадиев (примерно 700 метров) и в ширину 30 футов (около 9 метров). Это сооружение из обожженного пористого кирпича, скрепленного битумным раствором, высилось над водами Евфрата. Проезжая часть была выстроена кедровыми стволами. Мост был частью прямой как стрела дороги для торжественных процессий, которая пролегала между четырех- и пятиэтажными домами и вела к храму верховного бога Мардука.
Мост построен человеком, но воспользоваться им смог бы далеко не каждый. Более ста лет назад итальянская акробатка Мария Спельтерини прошла по канату над Ниагарским водопадом.
Мост находится в западной части США, в каменной пустыне штата Юта. Он не ведет никуда. Сие природное образование странного розового цвета имеет длину футбольного поля, а его ширина достаточна для двухрядного автомобильного движения. Под его аркой можно было бы поместить вашингтонский Капитолий.
Старый мост (или Понте-Виккио) – древнейшее сооружение Флоренции над рекой Арно, сохранившее свой первоначальный облик с 1345 года. Творение архитектора Фра Джованни да Кампи (по другим источникам – Таддео Гадди) имеет прочную, но легкую и изящную конструкцию из трех арок. Мост построен в том самом месте, где располагались три предшествующих строения: мост древнеримской эпохи, обрушившийся в 1117 году, и переправа, снесенная во время наводнения 1333 года. Особенностью Понте-Веккио является череда домов с лавками, выстроенными по обеим его сторонам. Современный вид моста чрезвычайно живописен. В центре пролетов Понте-Виккио находится открытая площадка для желающих поглядеть на бегущую волну или побывать в обществе того самого Бенвенутто Челлини, чей бюст установлен здесь же – и чьим именем, кстати, подписывал свои рассказы молодой М. Булгаков. Над строениями моста протянулся Коридор Вазари, названный по имени архитектора, создавшего его специально для прохода влиятельного банкира из семейства Медичи – Козимо I – со стороны Палаццо Веккио во Дворец Питии. С XVI века лавки на мосту преобразились в элегантные ювелирные магазинчики и мастерские.
Арочный мост, сооруженный в 1997 году, связал одной и очень длинной «веревочкой» в 13,9 км Канаду с островом Эдуарда в заливе Святого Лаврентия и был назван мостом Конфедерации в честь присоединения острова к материковой Канаде в 1873 году. Данное сооружение S-образной формы рассчитано на двухрядное движение, с ограничением скорости до 80 км/ч. Через каждые 750 м на мосту установлены ящики безопасности, оснащенные телефонами, огнетушителями и кнопкой аварийной тревоги. За проезд автомобиля на мосту взимается плата (около $39).
Мост сооружен в 2004 году над долиной Тарн во Франции. Строители сомкнули все элементы гигантской «скульптуры в пейзаже», выполненной в стиле High Tech по проекту архитектора Норманна Фостера. Высота дорожного полотна достигает 270 м.Несущая часть виадука удерживается стальными тросами, веером расходящимися от каждого из 7 пилонов, установленных в створе с опорами. Открытие автомобильного движения по ажурному виадуку протяженностью в 2,5 км приблизило парижан к курортной зоне Средиземноморья.
Мост-радуга назван так за свою форму и цветное оформление. Классический мост такой конструкции в городке Джинза близ Шанхая имеет длину 15 м и ширину 3,6 м. Перекидывался он, главным образом, через каналы. Подобные сооружения стали возникать в Китае девять веков назад. Строительство радужного места – ритуал не меньший, чем чайная церемония, в которой каждое движение строго регламентировано. Мост должен обязательно состоять из двух видов арочных рам, установленных параллельно и состоящих соответственно из 3-х и 4-х бревен. Далее в точном соответствии с сооружением… корзинки в это арочное нагромождение для прочности «вплетаются» поперечные балки. Все узлы связываются бамбуковыми веревками и несколькими гвоздями. Ступеньки, надеваемые поверх бревен, и раскрашенные перильца придают мосту неповторимый колорит. Безусловно, в создании моста есть определенная магия. В мифологиях многих народов мира считается, что радуга – дорога между миром богов и местом обитания людей.
Мосты во множестве понастроены в городках Дании и Северной Голландии. Такие мосты могли предварять въезд в замок или крепость, окруженные глубоким рвом с водой. В Алкмаре это произведение средневековых мастеров исправно служит и по сию пору. Типовой разводной мост состоит из деревянной платформы, которая оканчивается с одной стороны петлей и другим краем закрепляется в стене. Подъем моста для пропуска по каналу маленьких судов осуществляется веревками или цепями посредством противовеса.
Мост воздвигнут между двумя крошечными безымянными островками в той части реки Святого Лаврентия, которая является границей Канады и США. Немудрено, что в этом краю 1000 островов, расположенных в русле величественной реки, есть кусочки суши «без имени и, в общем, без судьбы». А вся фишка в том, что этот мост – международный, да еще самый маленький в мире. Большой остров с тремя охотничьими домиками принадлежит Канаде. А меньший, 10-12 м в ширину, является территорией США.
Мост Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге расположен в нижнем течении Большой Невы. Он является по истине уникальным. Это первый постоянный мост через Неву, построенный в середине XIX века. Этот проект был разработан талантливым инженером С.В. Кербедзом. Мост имел разводную часть у берега Васильевского острова – там, где проходит фарватер. Ажурным обрамлением моста стали его перила с изображениями в каждом звене раковины и трезубца – символа моря, растительного орнамента или морских коньков. Проект решетки был создан архитектором А.П. Брюлловым, братом известного художника. За годы существования неоднократно изменялось название сооружения (Благовещенский, Николаевский). Современное название мост получил в память лейтенанта П.П.Шмидта, казненного за участие в восстании на крейсере «Очаков».
Подвесной Наньпусский мост построен в Шанхае в 1991году через реку Хуанг Пу. Часть сооружения проходит над рекой и, по общему мнению, напоминает Бруклинский мост в Нью-Йорке. Такие же две 150-метровые башни из усиленного бетона и 22 пары натянутых канатов, использованных в качестве несущей конструкции. Даже при высокой воде зазор между водной гладью и пролетной частью моста составляет 46 м, позволяющих пропускать под ним суда водоизмещением до 55 тыс. тонн. Общая длина моста 8346 м при ширине полотна свыше 30 м, что позволяет организовать на мосту шестирядное движение автомобилей и две пешеходные дорожки. Из-за большой высоты моста спуск с него (с развязками) выполнен спиралевидно градусов на 500 в целях экономии городской площадки. При вечернем освещении все сооружение сравнимо с гигантским драконом, поднимающим свою голову и туловище над окружающим пространством.
Мост вздохов – самый известный мост влюбленных – находится в Венеции. Хотя долгое время он никакого отношения к влюбленным не имел, а был очень даже неромантическим и зловещим местом. Мост соединяет Дворец дожей и тюрьму. Во дворце дожи приговаривали преступника к смерти или галерам, и стража после приговора вела его в тюрьму. Мост Вздохов крытый, но имеет окна. И осужденный в последний раз мог со вздохом взглянуть на свободный мир – канал, облепленные крабами сваи, гондолы и плачущих в гондолах родственников. Неизвестно когда возникла традиция, но теперь считается, что поцелуй под мостом продлевает любовь. Теперь проезд под мостом – важный пункт в маршруте любого гондольера. Гондольер заранее предупреждает, когда надо начинать целоваться, а под мостом даже начинает понукать замешкавшихся или не слишком влюбленных.
Мост Тауэр-Бридж по всеобщему заблуждению считается ровесником зловещего лондонского Тауэра. Так считают не только иностранцы, но и многие жители Лондона. Гиды любят рассказывать, что при постройке в быки моста для большей устойчивости замуровали живьем троих беспризорных детей. Вранье! В действительности это на фундамент Проклятой башни Тауэра вылили кровь только что обезглавленного ребенка. Еще многие думают, что Тауэр-Бридж – это и есть легендарный Лондонский мост из старых английских сказок и романов Вальтера Скотта и Диккенса. Опять ошибка: Лондонский мост разрушили в 1830-м, после 700 лет верной службы. А Тауэру-Бриджу нет и ста пятидесяти лет, но готические башни и массивность в старом добром понимании несправедливо делают Тауэр-Бридж самым известным из английских мостов.